Развитие творческого мышления
Развитие творческого мышления (12-14 лет)
Курс предназначен для тех детей, кто:
- любит технику;
- любит создавать;
- любит фантастику;
- любит придумывать;
- мечтает изобретать то, на что окружающие будут говорить «НИЧЕГОСЕБЕВОТЭТОКРУТО!!!»;
- хочет занимать призовые места на конкурсах технического творчества;
- хочет быть успешным;
- хочет быть интересным;
- хочет вместо проблем видеть только задачи;
- хочет научиться применять школьные знания по физике, биологии, математике в жизни;
- хочет понимать окружающий мир…
Цель курса – научить ребенка профессионально изобретать.
Задача курса – познакомить ребенка с лучшим инструментом для изобретателя – ТРИЗ (Теория Решения Изобретательских Задач) и научить пользоваться этим инструментом для решения не только технических задач, но и бытовых и социальных…
Продолжительность курса 32 занятия по часу, 1 раз в неделю.
Содержание курса:
РАЗДЕЛ I ВВЕДЕНИЕ В ПОНЯТИЯ ТВОРЧЕСТВА И ИЗОБРЕТАТЕЛЬСТВА
Тема 1. Фантазирование. Воображение. Творчество. Изобретательство. Зачем они человеку?
Тема 2. Творческая личность. Зачем человеку творить и изобретать? Зачем обществу творцы и изобретатели?
Тема 3. Когда обществу нужны изобретатели? Изобретения и общественный прогресс. Роль изобретений и изобретателей в истории человеческой цивилизации
Тема 4. Качества изобретателя. Как развивать их в себе
РАЗДЕЛ II БАЗОВЫЕ ВИДЫ МЫШЛЕНИЯ И ТЕХНИКИ ИХ РАЗВИТИЯ
Тема 5. Наглядно-образное мышление. Упражнения и приемы для его развития
Тема 6. Инструментально-действенное мышление. Приемы и упражнения для его развития
Тема 7. Абстрактно-логическое мышление. Упражнения и задания для его развития
Тема 8. Интуитивное мышление. Приемы обострения и тренировки интуиции
РАЗДЕЛ III ИЗОБРЕТЕНИЕ — ЧТО ЭТО ТАКОЕ?
Тема 9. С чего начинается изобретение. Проблема. Как увидеть проблемную ситуацию. Как перейти от проблемы к задаче
Тема 10. Чем задача отличается от проблемы. Тривиальные и нетривиальные задачи
Тема 11. Что значит «решить задачу». Идея — зерно будущего изобретения
Тема 12. Путь изобретения от идеи до внедрения. Жизненный цикл изобретения
РАЗДЕЛ IV МЕТОДЫ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ
Тема 13. Алгоритм. Алгоритмический подход к решению задач. Тривиальные задачи
Тема 14. Неалгоритмические методы поиска решений. Метод проб и ошибок. Метод случайных ассоциаций. Морфологический анализ. Метод фокальных объектов
Тема 15. Коллективный метод решения задач. Мозговой штурм, синектика и орen-spасе-метод
Тема 16. Преимущества и недостатки рассмотренных ранее методик. Идеальный метод с выходом на принципы ТРИЗ
РАЗДЕЛ V ВВЕДЕНИЕ В ПОНЯТИЕ СИСТЕМНОГО ПОДХОДА
Тема 17. Система и ее свойства. Понятие системного эффекта. Надсистемы и подсистемы
Тема 18. Системы вокруг нас. Системы в природе и обществе
Тема 19. Техника и ее роль в жизни человека. Технические системы. Сверхэффект
Тема 20. Понимание системы. Системный подход и изобретательство
РАЗДЕЛ VI ВВЕДЕНИЕ В ПОНЯТИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНО-СТОИМОСТНОГО АНАЛИЗА
Тема 21. Функция в системе. Главные и второстепенные функции. Многофункциональность
Тема 22. Затраты в системе. «Стоимость» функций
Тема 23. Достоинства и недостатки системы. Соотношение функций и затрат в системе
Тема 24. Идеальная система. Нахождение идеального решения как ключа к задаче
РАЗДЕЛ VII ВВЕДЕНИЕ В ПОНЯТИЕ ПРОТИВОРЕЧИЯ
Тема 25. Противоречие в системе. Явные и скрытые противоречия. Роль противоречия в эволюции и прогрессе
Тема 26. Противоречия в технических системах и в повседневной жизни. Выявление и анализ противоречий: «для кого, когда и почему это хорошо или плохо?»
Тема 27. Прием «как превратить вред в пользу». Нахождение противоположностей в системе и практика решения противоречий
РАЗДЕЛ VIII ПОЛЕЗНЫЕ ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫЕ НАВЫКИ ИЗОБРЕТАТЕЛЯ
Тема 28. Сравнение и измерение. Извлечение полезной информации из данных измерения
Тема 29. Беседа с экспертами как метод получения информации. Как задавать правильные вопросы, чтобы получать нужную информацию
Тема 30. Рациональные приемы конспектирования, хранения, извлечения информации
Тема 31. Навыки презентации. Как подготовить и провести презентацию
Тема 32. Итоговое занятие
Расписание: 1 – ая группа
Четверг 16.30 – 17.30.
Стоимость: 2400 руб. в месяц