Развитие изобретательского мышления
Развитие изобретательского мышления (13-16 лет, продолжение курса Развитие творческого мышления)
Данный курс предназначен тем детям, кто прошел обучение на курсе «Развитие Творческого Мышления»
Продолжительность курса 32 занятия по часу, 1 раз в неделю.
Содержание курса:
РАЗДЕЛ I ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ КУРСА
Тема 1. Роль изобретательской деятельности в развитии человеческого общества. Введение в теорию решения изобретательских задач (ТРИЗ)
РАЗДЕЛ II ПОВТОРЕНИЕ ‒ МАТЬ УЧЕНИЯ
Тема 2. Повторение материала, пройденного в 7-м классе
РАЗДЕЛ III ИЗОБРЕТАТЕЛЬСКАЯ СИТУАЦИЯ И ИЗОБРЕТАТЕЛЬСКАЯ ЗАДАЧА
Тема 3. Когда ситуация становится изобретательской. Нежелательный эффект (НЭ). От ситуации к проблеме. Способы поиска причин НЭ
РАЗДЕЛ IV ПРОТИВОРЕЧИЯ И ПРИЕМЫ УСТРАНЕНИЯ. НАЛИЧИЕ ПРОТИВОРЕЧИЯ КАК ПРИЗНАК ИЗОБРЕТАТЕЛЬСКОЙ ЗАДАЧИ
Тема 4. Виды противоречий и принципы их разрешения
Тема 5. Приемы разрешения технических противоречий: дробление; вынесение; местное качество; асимметрия
Тема 6. Приемы разрешения технических противоречий: объединение; универсальность; матрешка; антивес
Тема 7. Приемы разрешения технических противоречий: предварительное антидействие; предварительное действие; заранее подложенная подушка; эквипотенциальность
Тема 8. Приемы разрешения технических противоречий: наоборот; сфероидальность; динамичность; частичное или избыточное действие
Тема 9. Приемы разрешения технических противоречий: переход в другое измерение; использование механических колебаний; периодическое действие; непрерывность полезного действия
Тема 10. Приемы разрешения технических противоречий: проскок; обратить вред в пользу; обратная связь; посредник
Тема 11. Приемы разрешения технических противоречий: самообслуживание; копирование; замена дорогой долговечности на дешевую недолговечность; замена механической схемы
Тема 12. Приемы разрешения технических противоречий: использование пневмо- и гидроконструкций; использование гибких оболочек; использование пористых материалов ; изменение окраски
Тема 13. Приемы разрешения технических противоречий: однородность; отброс и регенерация частей; изменение физико-химических параметров объекта; использование фазовых переходов
Тема 14. Приемы разрешения технических противоречий: применение теплового расширения; использование сильных окислителей; применение инертной среды; применение композиционных материалов
РАЗДЕЛ V ИДЕАЛЬНОСТЬ, ИКР КАК ОПЕРАТОР ВЫБОРА НАПРАВЛЕНИЯ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧИ
Тема 15. Что такое идеальность
Тема 16. Что такое идеальный конечный результат
Тема 17. Правила формулировки ИКР
РАЗДЕЛ VI ИНЕРЦИЯ МЫШЛЕНИЯ. МЕТОДЫ РТВ, ММЧ, РВС
Тема 18. Моделирование методом маленьких человечков
Тема 19. Оператор РВС. Практика использования
РАЗДЕЛ VII УГЛУБЛЕНИЕ ЗНАНИЙ О ТЕХНИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ И ЕЕ ФУНКЦИЯХ
Тема 20. Техническая система. Назначение. Функции системы. Надсистемы и подсистемы
Тема 21. Системный оператор
Тема 22. Функциональный анализ
РАЗДЕЛ VIII РЕСУРСЫ И ИХ ВИДЫ. СИСТЕМНЫЙ АНАЛИЗ
Тема 23. Классификация ресурсов. Практика поиска ресурсов
Тема 24. Ресурсы. Виды ресурсов
РАЗДЕЛ IX ОСНОВЫ ЗАКОНОВ РАЗВИТИЯ ТЕХНИЧЕСКИХ СИСТЕМ
Тема 25. Закономерности развития техники как основа ТРИЗ. Закон повышения идеальности
Тема 26. Закон развития по S-образной кривой
Тема 27. Законы статики, кинематики, динамики
Тема 28. Практика применения S-образных кривых
РАЗДЕЛ X ПРИМЕНЕНИЕ ТРИЗ В НЕТЕХНИЧЕСКИХ СИСТЕМАХ
Тема 29. ТРИЗ в социотехнических системах
Тема 30. ТРИЗ в социотехнических системах (продолжение)
Тема 31. Закон перехода моно-, би- и полисистемы
Тема 32. Итоговое занятие
Расписание: 1 – ая группа
Пятница 16.30 – 17.30
Стоимость: 2400 руб. в месяц